В Украины появился шанс, который нельзя упустить.
Мировая политика вступила в новый этап развития.
Он характеризуется не только военным, но и экономическим противостоянием между основными полюсами силы, беспрецедентным использованием информационных и "гибридных" технологий, возможностью дистанционного воздействия на критическую инфраструктуру как военного, так и гражданского характера, пишет Сергей корсунский для "Зеркала недели".
Речь больше не идет о борьбе идеологий, как во времена конфронтации СССР и США. Взаимодействие государств, межгосударственных образований и систем в условиях глобализации и невиданного доселе развития средств коммуникаций — это совершенно другой вид конкурентного противостояния, чем прежде.
Прагматизм, жесткое отстаивание собственных интересов становится нормой межгосударственных отношений, идет ли речь о беженцах, помидорах, противоракетной обороне или природном газе. Государствам-реципиентам все труднее добиваться безвозмездной помощи или хотя бы политической поддержки государств-спонсоров исключительно по альтруистическим мотивам.
По утверждению одного из известных российских идеологов Сергея Караганова, на современном этапе речь идет о борьбе двух видов капитализма — либерально-демократического (США, ЕС) и авторитарного полудемократического (Россия, Китай), причем каждая из моделей имеет своих приверженцев и противников. И борьба эта идет, прежде всего, за зоны влияния и контроль над рынками.
В качестве примера уместно будет вспомнить (учитывая, ко всему же, ту колоссальную роль, которую играет для российской экономики экспорт нефти и газа) о попытках Кремля создать "газовый ОПЕК", начиная с 2001 г. Тот же Караганов утверждает, что в конце минувшего века в мировой политике "возросла роль энергетического фактора". Да и сейчас, по его мнению, "энергетическая конкуренция является, пожалуй, важнейшей причиной антироссийского давления".
Тогда центральная идея заключалась в том, чтобы страны-экспортеры газа раз и навсегда поделили мир на "вотчины", т.е. закрепили за собой определенные рынки сбыта, на которые партнеры по "газовому ОПЕК" обязуются не покушаться. На современном этапе мегамасштабную программу по "закреплению" рынков осуществляет Китай в рамках концепции "Один пояс — один путь". Принципиально такой же подход путинская Россия предлагает своим противникам из либерально-демократического лагеря на политическом уровне — поделить мир на зоны влияния, где "старшим" будет предоставлено безраздельное право "опекать" "младших" и решать за них, что — хорошо, а что — плохо.
И ведь трудно спорить с тем, что в краткосрочной и даже среднесрочной перспективе "авторитарные капиталисты" имеют определенные преимущества. Управляемость в автократических режимах является более эффективной, чем в подлинно демократических. Москве все равно, сколько тысяч россиян погибнет в Донбассе или Сирии, в то время как для любого государства, исповедующего либеральные ценности, каждая смерть, даже одного солдата-контрактника, который знал, на что шел, — это серьезная проблема. В Китае сотнями казнят взяточников и казнокрадов, и делают это публично, и Пекину все равно, что думают по этому поводу международные правозащитные организации.
Источник: https://www.obozrevatel.com